Инклюзивное образование означает, что все дети вне зависимости от их этнической принадлежности, физических и ментальных особенностей включены в общую систему образования и учатся с ровесниками в обычных школах по месту жительства. При этом специализированные школы не должны закрываться — просто у родителей появляется реальный выбор, какую систему обучения предпочесть для ребенка.
Суть инклюзивного образования – внедрение ребенка с ОВЗ в нормальную среду, чтобы он мог получать не только знания, но и социальный опыт, принимать участие в коллективной внеурочной деятельности, общаться с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.
Главная идея инклюзивного обучения – акцент на ценности и уникальности каждого человека, внедрение в сознание детей мысли о том, что любой из них, несмотря на индивидуальные особенности, может учиться, общаться со сверстниками, заниматься творчеством, физической культурой и спортом. Социум открыт для всех, и наличие инвалидности не является значимым препятствием для активной жизни людей с такими проблемами.
Для детей с ОВЗ инклюзивное образование – возможность не отрываться от семьи, находиться рядом со своими близкими, а не в специальном интернате, который может располагаться в десятках и сотнях километров от родного дома. Обучение в обычной школе позволяет им сохранять родственные связи, жить в семье, ощущать постоянную поддержку близких.
Учебное заведение должно создать определенные условия инклюзивного образования, позволяющее успешно решать вопросы физической, психологической и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
Нормативно-правовая база
Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы
Локальные акты МАОУ СШ № 27
Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МАОУ СШ № 27
Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
Модель инклюзивного образования в МАОУ СШ № 27 (01.09.2022 г.)
Психолого-педагогический консилиум организаци
В школе создан постоянно действующий психолого-педагогический консилиум, состоящий из специалистов, объединенных общими целями, реализующими психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (в соответствии с индивидуальной образовательной программой) и всех субъектов инклюзивной образовательной среды.
Положение о психолого-педагогическом консилиуме МАОУ СШ № 27
Целью работы консилиума является: выявление обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, в развитии и социальной адаптации, имеющих отклонения в поведении, и своевременное направление их на ПМПК (в ситуации изменения образовательного маршрута или получения иной формы образования), а также комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся, в том числе в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Доступность образовательной среды организации для инклюзивного образования
Для обеспечения доступа в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья крыльцо оборудовано пандусам. На входе в здание размещены тактильные мнемосхемы: движение по кабинетам, информация о школе.
Пространственная организация среды школы включает учебные кабинеты, оснащенные автоматизированными (в том числе интерактивными) рабочими местами, зонами отдыха.
В учреждении имеются все необходимые средства обучения и воспитания (в том числе специальные) для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оборудованы кабинеты учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. Все кабинеты оснащены дидактическим материалам и необходимым оборудованием с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В школе имеется большой спортивный зал, малый спортивный зал, зал хореографии, комплексная спортивная площадка для игры в баскетбол, футбол, спортивный городок.
Библиотека в здании школы имеет специальные учебники для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении функционирует столовая на 150 мест. Питание осуществляется в обеденном зале, оборудованном с учетом особенностей доступности среды. Дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья получают бесплатное питание при подтверждении получателем льготы.
На базе школы имеется лицензированный медицинский кабинет, оснащенный необходимым набором помещений и специализированным оборудованием. Деятельность по данному направлению осуществляет медицинский работник, закрепленный за учреждением на основании договора с МБУЗ «Городской детской поликлиникой № 1».
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию обучающихся в условиях информационного общества: локальная сеть, официальный сайт школы, электронная почта, электронный дневник.
Все компьютеры школы объединены в единую локальную сеть с выходом в Интернет по отдельно выделенному высокоскоростному каналу.
Для обучающихся организован доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы.
Паспорт доступности МАОУ СШ № 27 (утв. 21.07.2021)
Адаптированные основные общеобразовательные программы, реализуемые в МАОУ СШ № 27 в 2023-2024 учебном году
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)
Реализиция адаптированных образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционнных образовательных технологий
Министерство образования Красноярского края подготовило методические рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ, в том числе по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью. Для организации образовательного процесса обучаюшихся с ОВЗ также можно воспользоваться методическими материалами, расположенными на сайте ФГБНУ «Института коррекционной педагогики Российской академии образования» во вкладке «Дистанционное образование» https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/
Методическое руководство по включению ребенка с НОДА в дистанционный образовательный процесс
Социальное и психолого-педагогического сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Положение о службе психолого-педагогического и социального сопровождения в МАОУ СШ № 27
На базе МАОУ СШ № 27 создана служба социального и психолого-педагогического сопровождения. При необходимости консультации обучающиеся, педагоги и родители (законные представители) могут обращаться непосредственно к школьному психологу, социальному педагогу или через своего классного руководителя. В экстренных случаях пользуйтесь детским телефоном доверия Центра экстренной психологической помощи 8-800-2000-122 (работает круглосуточно и без выходных).
Основная задача Службы СППС: содействовать созданию благоприятных условий для формирования ответственного отношения к обучению и общению, а также здорового образа жизни детей и подростков.
Деятельность Службы СППС направлена на обеспечение условий для полноценного психологического, интеллектуального и личностного развития всех субъектов образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.
Направления деятельности:
- Психолого-педагогическая диагностика.
В данном направлении социально-психологическая служба ориентируется на систематическое изучение социально-психологического статуса ребенка для выявления его индивидуальных особенностей и возможности использования индивидуального подхода в воспитании и обучении.
- Консультирование.
Проводится по запросу родителей или педагогов (в том числе и для обсуждения результатов диагностики) с целью анализа той или иной ситуации, а также разработки рекомендаций для дальнейшего обучения и воспитания.
- Просвещение.
В данном направлении используются такие формы работы, как выступления на родительских собраниях, классных часах, педсоветах по актуальным темам.